Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 8 " МАЛЫШОК"
Московская область, г.Дмитров,Большевистский переулок, д.9/1
Телефон: 22-3-56-35
Мастер - класс для педагогов.
Тема: "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста"
«Вся природа открывается чувству зрения
посредством цвета» И.В.Гёте.
«Для ребёнка, вместе с ребёнком,
исходя из возможностей ребёнка».
Составила и провела:
Воспитатель: Михайлова
Ирина Вячеславовна
город Дмитров
2013 год
Мастер-класс для педагогов ДОУ
Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста».
Цель: Раскрыть значение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста для развития воображения и творческого мышления. Показать актуальность работы с использованием нетрадиционных техник рисования. Ознакомить педагогов с изготовлением нестандартного оборудования для нетрадиционного рисования с детьми раннего возраста.
Форма проведения: мастер-класс.
Участники: воспитатель Михайлова Ирина Вячеславовна, педагоги ДОУ.
Подготовительный этап:
• Оформить показ детских рисунков в различной технике рисования.
• Выложить материалы, которые используются для изготовления нетрадиционного оборудования .
Вступительное слово.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих во благо развития личности и общества людей. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
Актуальность.
Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку получаемый в результате его усилий рисунок получается непривлекательным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.
Практический этап 1 (из опыта работы с детьми) .
Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми раннего возраста (сопровождаю показом детских работ) .
«Рисование пальчиками»
Материал: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения:
Опускаем в гуашь пальчик и наносим точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираем салфеткой, затем гуашь легко смывается. Работу нужно начинать с одного цвета: дать возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
Техника рисования пальчиками схожа по способу получения изображения с техникой рисования ватными палочками.
“Рисование ладошкой ”
Материал: тонированная или белая бумага, гуашевые краски, кисти, салфетки (для вытирания рук) .
Способ получения изображения:
Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. Остается дорисовать грибок, который заботливый папа тащит в норку, да еще не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и рыбка, и многое другое можно нафантазировать вместе малышом.
Оттиск печатками из картофеля.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Тычок жёсткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность, цвет.
Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
ВЫВОД: Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Практический этап 2 (работа с педагогами) .
Уважаемые коллеги предлагаю вам поучаствовать в изготовлении рисунка с помощью кляксографии.
Нетрадиционная техника рисования "Кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство уроков рисования.
На первый взгляд - она непонятна и вроде бы не хочется за неё браться, но стоит только начать творить, как это первое ощущение улетучивается, словно дым. Рисунок словно рождается сам!
Такое занятие для детей не только интересное, увлекательное, но и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Цветущая сакура. Цветы выполнены ватными палочками.
Для работы в данной технике нам понадобится: бумага, тушь или жидко разведенные в мисочке (или в маленьких флаконах) гуашевые или акварельные краски, пластиковая ложечка или пипетка, коктельная трубочка, цветные карандаши, кисточка, краски для дорисовывания изображения.
Технология изображения.
1. Зачерпнуть пластиковой ложечкой (пипеткой) краску, вылить (капнуть) её на лист бумаги, делая небольшое пятно (капельку).
2. Коктельной трубочкой выдуваем кляксу снизу вверх в разные направления так, что бы её конец не касался ни пятна, ни бумаги.
3. Когда клякса разделится на несколько побегов (веточек) – выдуваем их по отдельности в нужном направлении.
4. Для получения более мелких веточек каждую большую ветку выдуваем быстрыми движениями трубочки вправо-влево, вверх-вниз.
5. При необходимости процедура повторяется (т. е. капнуть ещё капельку краски в нужное место и раздуть) .
6. Недостающие детали дорисовываются карандашами или красками.
Цветущий кустарник.
"Цветущие кустарники"
- цветы дорисовываются способом набивки полусухой жёсткой (клеевой) кистью.
- листья дорисовывают красками или цветной тушью способом примакивания кисти к листу бумаги.
Заключительный этап.
Рассматривание работ и подведение итогов, ответы на вопросы.
Спасибо за внимание, всем желаю творческих успехов!
Использованная литература.
Казакова Т. Г. ; "Теория и методика развития детского изобразительного творчества". М., "Валдос"., 2006.
Давыдова Г. Н. ; "Нетрадиционные техники рисования в детском саду", Москва 2007г
Казакова Т. Г. ; Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования. М., 2005.
Комарова Т. С. ; Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : «Мозаика-синтез», 2010.
Лыкова И. А. ; Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М. : «Карапуз-дидактика», 2007.
Материалы с сайта:
http://www.moi-detsad.ru/konsultac163.html
www.Wikipedia.org
www.superpechat.ru
www.stranamasterov.ru