Группа "Божьи коровки"
Консультация для воспитателей. "Развитие самостоятельности у детей второй младшей группы детского сада"Развитие самостоятельности у детей второй младшей группы детского садаПрослушано на педагогическом чтении. Подготовила и провела Воспитатель: Михайлова Ирина Вячеславовна МДОУ № 8 " МАЛЫШОК" город ДМИТРОВ 2013 год Самой выразительной особенностью детей трёхлетнего возраста является стремление к самостоятельности, оно проявляется, когда ребёнок заявляет свои права на самостоятельность. У ребёнка формируется способность заранее представлять себе некий результат, который он хочет получить и активно действовать в направлении достижения этого результата. Цели, которые ребёнок начинает перед собой ставить, и результаты, которые он получает, не связаны с удовлетворением жизненно важных потребностей и поэтому не имеет биологических побудителей и биологической поддержки. Условия, направленные на достижение результата, должны приносить удовлетворения. Поддержка и одобрение взрослых порождают у детей радостное ощущение их собственной компетентности, способствует формированию представлений о самих себе как о могущих и знающих. У детей появляется способность оценивать свои результаты. Интерес к средствам и способам практических действий создаёт уникальные возможности для становления ручной умелости. Появляется такое короткое и значительное слово - «Я сам». Это значит, что малыш пусть смутно, но всё же начал осознавать себя как что-то отдельное от всех остальных, в том числе и от взрослых. На четвёртом году жизни ребёнок должен быть достаточно самостоятельным: - хотеть и уметь самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, следить за своим внешнем видом, быть опрятным, аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться полотенцем, расчёской, сухо вытираться после умывания, вешать полотенце на своё место, своевременно пользоваться носовым платком, самостоятельно полностью готовиться к еде и выполнять все требуемые после неё процедуры. В начале года, обследуя детей, составила диагностическую карту по развитию самостоятельности у детей. Определила уровень развития навыков самостоятельности у детей. В про-центом отношении получилось следующие: 1) Умывание-46% 2) Пользование столовыми приборами-47% 3) Навыки еды-45% 4) Культура еды-22% 5) Сервировка стола-43% 6) Одевание, раздевание-17% 7) Уборка игрушек-46% 8) Полоскание рта-43% Продиагностировав наших детей я создала в группе все условия для того, чтобы улучшить показатели диагностики. С детьми группы я работаю второй год, поэтому навыки самостоятельности развиты неплохо. На начало года были поставлены следующие задачи: 1) Закрепить потребность в чистоте и аккуратности 2) Завершить работу по освоению предметов гигиены - полотенце, расчёска, носовой платок, одежда и осмысленному их использованию. 3) Завершить работу основных культурно-гигиенических процедур - подготовка к еде, ко сну. Чтобы справится с поставленными задачами мне необходимо было выполнить обязательные правило: единство требований со стороны воспитателя, а также младшего воспитателя. Особое значение имеет соблюдение режима и последовательность проведения бытовых процедур; одевание, еды и т. д., соответствующих данному возрасту. В процессе гигиенических процедур дети моют самостоятельно руки перед едой, после посещения туалета, а также после прогулки и по мере необходимости. Стараюсь, чтобы руки были вытерты насухо, проверяю это путём прикладывания ладошек к щёчкам, дети самостоятельно разворачивают полотенца и вешают их на своё место. Но ещё не у всех детей получается. Таких детей постоянно контролирую, заставляю перемывать руки, вытирать сухо полотенцем, используя приём «Посмотри как Миша» или «Илюша, покажи как правильно», используя личный пример а также различные игровые приёмы, всевозможные потешки: «Водичка-водичка», «Мы помоем свои ручки», «Да здравствует мыло душистое» - К. Чуковский, стихи А. Барто «Девочка чумазая» и т. д; повторяю свой показ, поощряю правильные действия. Дети этого возраста любят помогать взрослым, поэтому начала прививать детям навыки самостоятельности в процессе сервировке стола: разложить салфетки, ложки, вилки, тарелки под хлеб, чашки. Все дети кушают самостоятельно, ложку держат правильно, начала давать вилки только тем детям, которые умеют ими пользоваться. Все дети убирают за собой после еды чашки, поласкают рот, с целью гигиены. Эти процедуры детям нравятся, с удовольствием поласкают рот, правильно набирают в рот воду и, прополоскав рот, освобождаются от воды. Дети правильно и последовательно одеваются и раздеваются. Я помогаю им только застёгивать одежду, одевать шапки и куртки. Но есть дети, которые умеют, но ленятся одеваться сами. Таким детям я привожу в пример детей, который делают всё самостоятельно, побуждаю их вспомнить действия самостоятельно. Некоторые дети застегивают обувь не только себе, но и другим детям. В процессе одевания не все дети могут застегнуть пуговицы, поэтому с ними провожу индивидуальную работу, предлагаю пособие по застёгиванию и шнуровке, чтобы соблюдали всю последовательность бытовых процессов. Продолжаю учить детей пользоваться носовым платком. Рассказываю детям, что неприятно смотреть на ребёнка, у которого измазано лицо и грязный нос, учу правильно пользоваться носовым платком и убирать его на место не бросая его в группе. Приучаю детей пользоваться расчёской после сна, после прогулки, предлагаю детям полюбоваться на себя в зеркало и привести себя в порядок; поощряю положительные и правильные действия детей. Дети любят играть в игры с игрушками, но не все дети любят убирать за собой игрушки, таким детям приходится постоянно напоминать, заставлять их, контролировать, приводить в пример других детей. Это дети ленивы и делают это с нежеланием. Воспитание самостоятельности у детей закрепляется дома в выходные дни. С родителями я постоянно провожу индивидуальные беседы, консультации на темы: «Я сам», «Как помочь ребёнку научится застёгивать одежду, обувь», «Давай вместе», «Что значит быть самостоятельным». Даю родителям советы через папки - передвижки и через статьи в уголке для родителей «Воспитание навыков самостоятельности у детей в детском саду и дома», «Привитие навыков самостоятельности», «Успехи наших детей» и т. д. Рассказываю и показываю на примерах, чем мы занимаемся, чему учим, а чему дети уже научились. Прошу родителей закрепить приобретённые навыки дома. Многие родители стараются придерживаться моих советов, но со многими ещё надо работать. Забирая детей домой вечером, некоторые родители стараются одеть своих детей побыстрее. С этими родителями предстоит ещё много работать, чтобы добиться положительных результатов. К середине года я провела диагностику детей по развитию самостоятельности: 1) Вытирание рук полотенцем-76% 2) Пользование столовыми приборами-80% 3) Умывание-75% 4) Навыки еды-74% 5) Сортировка стола-63% 6) Одевание, раздевание-51% 7) Полоскание рта-73% 8) Уборка игрушек-64% Работа по привитию навыков самостоятельности проводится ежедневно, поэтому на будущее поставила перед собой следующие задачи: 1) Продолжать работу по освоению предметов личной гигиены (полотенце, расчёска, носовой платок, одежда) и самостоятельному их использованию 2) Продолжать учить детей пользоваться вилкой и ножом 3) Учить детей сервировать стол, убирать посуду со стола 4) Формировать навыки еды 5) Воспитывать у детей любовь к чистоте и порядку. Делая что-нибудь сам (конечно под руководством взрослого, ребёнок встречается с затруднениями: ему нужно проявлять настойчивость, преодолеть известные трудности, довести начатое дело до конца. На первых порах результаты могут быть незначительны. Но постоянно, приучая его к самостоятельности и настойчивости, поощряя его умения и выдержку, мы выражаем у него ценное качество характера воли и мышления 5 декабря 2013 в 16:19
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.